Из той же книгиПродолжаю про написание "гениального романа". Совершенно очевидные вещи вперемешку с интересными идеями.
К слову, по предлагаемой автором схеме идеально раскладывается "Преступление лорда Артура Сэвилла", например.
Вечер в доме светской дамы - это "описание существующего положения вещей". Представление героя. Тут же читатель узнает из какой он семьи и каковы его ближайшие планы.
Гадание хироманта - завязка.
Тут же начинает прощупываться Идея данного текста - "что бывает, если верить предсказаниям"
Хиромант сообщает, что Артур скоро совершит убийство - завязка конфликта.
Отравление тетушки - первый конфликт, напряжение пока невелико.
Бомба для дядюшки - следующий конфликт, градус напряжения уже выше.
Убийство хироманта - кульминация, герой выполнил миссию.
Сцена несколько лет спустя - завершение.
Тема 2: создаем конфликт в романе/фанфикемного букв«Самый продуманный сюжет в мире теряет смысл, если в нем отсутствуют напряжение и восторг, которые привносит конфликт.
Конфликт — столкновение желаний персонажа с противодействием. Противодействие может исходить откуда угодно: со стороны природы, других персонажей, сверхъестественных сил, иного измерения, космоса, и даже со стороны самих героев. Борьба с противодействием и возникающий в результате конфликт проливают свет на персонаж, полностью раскрывают его. Читатель понимает, кто ваш герой.
Конфликт в художественном произведении всегда развивается по схеме действие — противодействие.
ГП + Ц + П = К. Главный Персонаж + его Цель + Противодействие = Конфликт
Соперник, находящийся в оппозиции главному герою, совсем необязательно злодей. Он может быть не менее благороден, чем главный герой. Вместе с тем это не значит, что от вас требуется полностью избавиться от злодеев. Им тоже место найдется. Суть в том, что для создания значительного противодействия главному герою наличие злодея необязательно.
Для создания значительного противодействия нужны яркие, нестереотипные персонажи.
В высокохудожественном произведении главный герой равен по силе сопернику, они достойны друг друга.»
Принцип тигеля.
Автору важно помнить, что необходимо обосновать и то, почему герои вступают в конфликт-противостояние, а не отправляются дальше каждый по своим делам. Может быть они ограничены замкнутым пространством (некуда деться с подводной лодки), борются за наследство, которым обоим жизненно важно…
«Без тигля персонажи разбегутся; не будет персонажей — не будет конфликта, не будет конфликта — не будет драмы. Как только вы помещаете в тигель главного героя и его соперника, каждый из них по своим причинам будет поддерживать пламя конфликта. Оно будет полыхать, пока не наступит развязка: сыграют свадьбу, выиграют битву, разделят богатство, отправят пиратский корабль на дно — все что угодно.»
«При создании персонажей думайте, как связать их друг с другом.»
Внутренний конфликт.
У героя должна быть внутренняя драма. Повод для внутреннего конфликта может быть любой (муки совести, зависть, сомнения, сложный выбор) и любого масштаба, важно как персонаж будет с ним справляться. Поставьте героя перед серьезным нравственным (например) выбором.
«Внутренний конфликт возникает в душе персонажа, когда он сталкивается с каким-нибудь препятствием. Благодаря внутреннему конфликту персонаж не просто становится интересным читателю, внутренний конфликт делает героя запоминающимся. Если читатель сопереживает герою, значит, героя терзают муки внутреннего конфликта. Если персонаж несчастен, трагичен, но внутренний конфликт отсутствует, читатель сможет только пожалеть героя, не более. Если бы Гумберт Гумберт не мучился от страсти к Лолите, читатель бы испытывал к нему только отвращение. Майкл Корлеоне — законопослушный гражданин, но он любит свою семью и приходит ей на помощь в минуту опасности. Как же он при этом страдает!»
«Насадить героя на вилы дилеммы — значит поставить его перед серьезным выбором. Герой по очень серьезной причине должен или вынужден совершить некий поступок и одновременно, по столь же серьезной причине, не можетсовершить его. Именно в этом случае, когда герой готов разорваться на части, он находится на вилах дилеммы. Допустим, персонаж должен убить отчима, чтобы отомстить за смерть отца. Однако герою противна и чужда сама мысль об убийстве. Более того, он сомневается в виновности отчима, хотя призрак отца твердит об обратном. »
Скорость развития конфликтов
«Борьбу, действие в художественном произведении … называет «конфликтом». Конфликт, который не может набрать обороты, он называет «статичным», а быстроразвивающийся конфликт — «скачкообразным».»
1)Статичный конфликт – какое-то напряжение в отношениях героев есть с самой первой до самой последней главы, но градус напряжения не меняется. Не меняются сами персонажи, ситуация, возможно сама по себе интересная, тоже не меняется. Такого конфликта в тексте следует избегать, читателю скучно что ничего не происходит.
2)Скачкообразный конфликт – события происходят всегда ВНЕЗАПНО. Герои бурно ссорятся, бурно мерятся, бурно хватаются за пистолет и неожиданно врываются в спальню к жене с её любовником. Ими тоже лучше не злоупотреблять, слишком много ВНЕЗАПНОСТЕЙ утомляет читателя и притупляет его внимание.
3) Медленно развивающийся конфликт – оптимальный вариант, если вы хотите написать интеерсный текст. «Медленно развивающийся конфликт покажет персонаж более полно, ярко, четко, поскольку на каждой его стадии персонаж будет действовать по-разному. По мере развития конфликта развивается и сам персонаж — читатель видит все грани характера героя.»
«В медленно развивающемся конфликте эмоциональное состояние героя меняется плавно: от досады — к раздражению, от раздражения — к злобе, от злобы — к ярости, от ярости — к бешенству. В скачкообразном конфликте раздражение героя сразу сменится яростью. В статичном конфликте персонаж постоянно находится в одном и том же эмоциональном состоянии, например раздражения. Кульминация полностью раскрывает персонаж, представляет нам его таким, каков он есть. Это происходит благодаря тому, что мы видели, как персонаж менялся на каждом эмоциональном уровне.
Что есть искусство создания драматического произведения? Это талант удерживать внимание читателя прикованным к медленно развивающемуся конфликту. Медленно развивающийся конфликт необходимо воспринимать как серию атак и контратак, которые, словно на войне, обрушивают друг на друга главный герой и его противник. »
«Итак, как создать в романе медленно развивающийся конфликт? Для начала, когда вы работаете над сюжетом, всегда помните о необходимости медленно развивающегося конфликта. Препятствий и проблем на пути вашего персонажа должно становиться больше, а сила давления обстоятельств увеличиваться. конфликт развивается, кризис нарастает. Развитие конфликта возможно только при условии и развития самого персонажа. По мере того как накаляется обстановка, меняется и сам персонаж. »
«Чтобы убедиться в развитии конфликта, взгляните на эмоциональный настрой вашего персонажа в начале и в конце того или иного эпизода. В каждой сцене, в каждом эпизоде эмоциональный настрой должен постепенно меняться от ужаса к спокойствию, от злобы к великодушию, от ненависти к состраданию. Если развитие характеров ваших персонажей происходит не равномерно, а резко, вы, скорее всего, имеете дело со скачкообразным конфликтом. Если же характер ваших героев меняется плавно, вы имеете дело с медленно развивающимся конфликтом. Именно такой тип конфликта и требуется для художественного произведения.»
Ключевой конфликт и конфликты второстепенные.
В тексте должен быть один четко выраженный «несущий» конфликт, чтобы можно было его кратко сформулировать. «Борьба потерпевших кораблекрушение со стихией», «борьба падшей женщины с косностью общества», «борьба калеки со своим недугом». в «Рождественской песне в прозе» — между Скруджем и призраками, в «Крестном отце» — между семьей Корлеоне и другими мафиозными кланами Нью-йорка.
«В каждом из перечисленных выше произведений есть еще множество других конфликтов. У Скруджа конфликт с племянником, с клерком, с джентльменом, пришедшим попросить денег. У семьи Корлеоне наряду с ключевым еще десятки побочных конфликтов. У Эммы Бовари сложности не только с мужем, но и с любовниками.
Итак, самые разные конфликты, словно нити, пронизывают художественное произведение. Главный герой, ставя себе целью сбросить с престола короля, по ходу сюжета может еще и влюбиться. Героиня может одновременно искать работу и разводиться с мужем. Но в драматическом произведении всегда легко выделить ключевой конфликт. «Человек и природа», «человек и человек», «человек и общество», «человек и его естество», «человек и судьба»»
Придерживаемся жанра.
Пункт спорный, скорее маркетинговый, для издательств. Автор не рекомендует мешать в одном тексте признаки различных жанров, это раздражает читателя, который желает сразу знать, читает ли он приключенческий роман плаща и шпаги, или же науч.фантастику о пришельцах.
«читатель строит предположения о жанре книги, о том, что ждет ее героев в дальнейшем. Нет разницы, существует ли на самом деле роман-фарс «Кекс», соответствующий жанру «комедия/детектив/научная фантастика/судебная драма». Читая роман, можно приспособиться к незначительным колебаниям жанра. Однако во всем нужно знать меру. Большинство читателей хочет сразу знать, к какому жанру принадлежит книга. Они часто судят об этом по обложке или суперобложке. Если вы не оправдаете их ожидания полностью, они почувствуют себя обманутыми и выкинут роман. Это будет вашим поражением. Как это ни печально, но роман «Кекс» назовут «дурацким». Читать его будет очень ограниченная аудитория.»Краткая выжимка того что под more:Итого: 2. Конфликт.1)Конфликт — столкновение желаний персонажа с противодействием. Противодействие может исходить откуда угодно: со стороны природы, других персонажей, сверхъестественных сил, иного измерения, космоса, и даже со стороны самих героев. Борьба с противодействием и возникающий в результате конфликт проливают свет на персонаж, полностью раскрывают его.
2)Нужен не только внешний конфликт (борьба с соперником) но и внутренний конфликт, показывающий мотивацию героя.
3) Важно следить, чтобы конфликт был обоснуйным. Чтобы у читателя не возникало желания поинтересоваться: «Ну и что общего у этих чуваков? Что они не поделили-то? Нафига герою сдался этот артефакт?»
4)Развитие конфликта. Важный пункт, лучше см. полную версию с цитатами. Напряжение в тексте должно нарастать постепенно, но неуклонно. Вместе с нарастанием напряжения меняется и герой.
5)Ключевой и дополнительные конфликты. Ключевой конфликт должен быть максимально четко выражен и быть очевидным. «Борьба потерпевших кораблекрушение со стихией», «борьба падшей женщины с косностью общества», «борьба за наследство тетушки из Бразилии». Помимо ключевого может быть еще куча дополнительных конфликтом (по ходу борьбы за наследство персонаж может влюбиться).
6) Все драматические произведения были написаны по схеме: персонажи вступают в конфликт, ведущий к кульминации. Исключений нет.
Тема 3: Идея вашего текстаопять много букфТонкая материя. Эмоция, которую автор вкладывает в свой текст, его мораль, если угодно. «Идея — это вывод, путь к которому прокладывается с помощью доводов. Каждый стоящий, хороший довод оказывает значительное влияние на убедительность вывода.» «Идею в художественном произведении невозможно проверить или оспорить в «реальном мире». Причина в том, что данная идея — плод фантазии, а не универсальная истина. В романе идея справедлива применительно только к конкретной ситуации.» Если автор хочет доказать читателю своию идею о том, что «все богачи – воры», то он напишет роман о том, как Джон Смит стяжал свои миллионы преступными путями. Если идея автора «богатство зарабатывается каждодневным трудом», он напишет роман про то, как трудолюбивый Джон Смит упорно полз по карьерной лестнице от уборщика до президента компании.
«Идея — это вывод из довода. И в документальной, и в художественной литературе закон один: из одного довода может последовать только один вывод. Допустим, погибает персонаж. Как он погиб? Убит при попытке ограбления банка. Банк он грабил, потому что были нужны деньги. А деньги были нужны, чтобы уехать с девушкой, в которую он до безумия влюблен. Итак, из-за своей любви он принимает смерть. Вот вам идея романа: «безумная любовь ведет к смерти».»
Взгляните на список нескольких идей. Они сформулированы в чрезмерно общем виде, поэтому бесполезны.
• Незнакомцам лучше не доверять.
• Бедность — это плохо.
• На войне убивают.
• Жить хорошо.
• Жизнь заканчивается смертью.
• Жизнь коротка.
А вот как можно вдохнуть жизнь в идеи, приведенные выше:
• Доверие (к незнакомцам) приводит к разочарованию.
• Чрезмерная жадность (истоки которой кроются в детстве, проведенном в бедности) приводит к отчуждению.
• Война ожесточает даже благородных людей.
• Любовь приносит счастье.
• В идею «жизнь заканчивается смертью» жизнь не вдохнешь. Это просто констатация факта, что все живое смертно.
• Идею «жизнь коротка» тоже не удастся оживить. Подобное утверждение может послужить моралью произведения, но никак не идеей.
«Уильям Нотт в «Искусстве беллетристики» советует начинать не с идеи (которую он называет темой), а с персонажей, «которые так и просятся на лист бумаги. Эти персонажи должны волновать вас, умолять поведать читателям их историю».»
«Не существует специальной формулы, используя которую можно создать идею произведения. Вам просто сначала нужно придумать персонаж или ситуацию, потом поставить персонаж перед дилеммой и представить, что может произойти дальше. Дайте волю воображению. Количество вариантов бесконечно.»
«Формулируя идею, помните о трех ее столпах: персонаже, конфликте и результате. Драматическое произведение рассказывает о том, как меняется герой, переживая кризис. В идее сжато изложена суть подобной трансформации.»
Чужие идеи
««Можно ли брать идею, которой кто-нибудь уже воспользовался?» — спросите вы. Конечно, делайте это с чистой совестью. В романах Флобера «Госпожа Бовари» и Льва Толстого «Анна Каренина» идея одна: «запретная любовь ведет к смерти». То же самое с менее известными романами, имевшими спрос на рынке. Сколько раз уже обращались к сюжету Самсона и Далилы? Десятки. А сколько раз писали про простую, но достойную девушку, которая в итоге выходит замуж за прекрасного принца? Таких произведений уже миллион и еще миллион напишут. Поэтому, если надо — воруйте идеи. Любой американский писатель может написать роман с идеей: «страсть к деньгам приводит к богатству», но каждый будет отстаивать эту идею по-своему.»
«Слово «идея», …. воплощает сентенцию: «персонажи вступают в конфликт, ведущий к кульминации». Все драматические произведения были написаны по схеме: персонажи вступают в конфликт, ведущий к кульминации. Исключений нет.»
О побочных сюжетах
«Если начало и конец произведения не имеют между собой причинно-следственной связи, значит, произведение не является драматическим. Аристотель говорил: «Побочные сюжеты и эпизоды — самые сложные. Побочный сюжет — это несущественный или маловероятный тип сюжета». Иначе говоря, это сюжет, выпадающий из цепочки причинно-следственной связи. Без этой связи последовательность событий в произведении никогда не приведет к кульминации. Таким образом, по определению, в произведении возможна только одна идея, поскольку возможна только одна кульминация. В кульминационный момент разрешается ключевой конфликт произведения. Другими словами — выводится окончательное доказательство идеи произведения.»
О селекции
«Селекция — отбор того, что войдет в роман, а что нет — важная часть работы писателя. Если автор выкинул из романа все персонажи, сцены и диалоги, без которых роман может обойтись, значит, он провел хорошую селекцию. Если автор провел хорошую селекцию, его роман назовут «сжатым», если плохую — «раздутым». Помочь вам сможет идея.
Другими словами, если некая часть повествования не играет роли в доказательстве идеи, эту часть можно спокойно выкинуть.
Чтобы показать, как в селекции может помочь идея, возьмем для начала документальную книгу. Допустим, вы хотите написать книгу о Гарри Трумэне и назвать ее «Времена Трумэна». В произведении вы собираетесь осветить следующие темы:
1. Как Трумэн ухаживал за Бесс, своей будущей женой.
2. Как Трумэн делал карьеру галантерейщика.
3. Любимые рецепты Бесс Трумэн.
4. Критика доктрины Трумэна.
5. Ретроспективный рассказ о годах, проведенных Трумэном в отставке.
Итак, что из вышеперечисленного нужно включить в документальное произведение? Ответить вы пока не можете, ведь книга, озаглавленная «Времена Трумэна», может как включать все пункты, так и не включать ни одного из них. От чего зависит выбор? От идеи, которую вы хотите высказать или доказать. Если хотите написать биографию, сделав упор на личности Трумэна, было бы логичным включить в книгу любимые рецепты Бесс. Если ваша книга посвящена анализу политики Трумэна, то о рецептах лучше не упоминать. Критика доктрины Трумэна смотрится уместно, если вы пишете о его политической карьере, но не о личной жизни. Селекция, отбор необходимого определяется идеей произведения.»Выжимка того что под more
Итого: Тема 3. Принцип Идеи произведения1)Тонкая материя. Это мораль, какой-то эмоциональный посыл, краткая центральная мысль, которую автор вкладывает в свой текст. Зато наличие идеи помогает удобно оценивать свой текст на предмет наличия «лишних» сцен, не несущих смысловой нагрузки.
2)Идея в тексте должна быть только одна и достаточно легко считывающаяся. «Трудолюбие вознаграждается» («Золушка»), «слишком эмоциональная любовь ведет к смерти» («Анна Каренина»), «Зло наказано» (рыцарь убивает кровожадного великана)
3)Придумывать идею лучше уже когда автор определился с персонажами, придумал им конфликты. А остальное уже подгонять под идею.
4) «Драматическое произведение рассказывает о том, как меняется герой, переживая кризис. В идее сжато изложена суть подобной трансформации»
5) Набор идей в принципе универсален, можно брать любую использованную до вас. Важно придать ей индивидуальность.
6) Осторожно с побочными сюжетами. Важно следить, чтобы они не уводили в никуда, а подчинялись центральной идее того, что вы хотите донести до читателя. Несли смысловую нагрузку, показывали развитие героя.
7) Селекция. Отсекать все попытки сюжета увильнуть куда-то в бок. Текст должен от и до соответствовать заявленной идее. Пишешь о путешествии на Тибет, например. Надо либо железно обосновать необходимость сцены, скажем, описания курортного романа ГГ на море прошлым летом, либо выкинуть её. «Другими словами, если некая часть повествования не играет роли в доказательстве идеи, эту часть можно спокойно выкинуть. »
4. Принципы построения сюжетачитать дальше1)Начать повествование лучше чуть-чуть раньше начала зарождения первого конфликта. Так сказать «обрисовать существующее положение вещей». Это покажет жизнь героя в её обычном течении, покажет что конфликт для него действительно конфликт, а не повседневное событие.
Автор « показывает читателю мир произведения до начала ключевого конфликта. читать дальшеИзлагать в произведении существовавшее положение вещей — все равно что подавать салат перед горячим.»
«Значение события (начального конфликта) для персонажа можно оценить только в контексте ситуации, сопутствовавшей событию. Именно поэтому читателю столь важно знать существовавшее положение вещей, конкретную ситуацию, в которой находился персонаж.»
«Майкл Корлеоне в «Крестном отце», герой Второй мировой войны, считает себя патриотом и законопослушным гражданином. В начале романа он с осуждением относится к противозаконной деятельности отца. Перед нами изложено существовавшее положение вещей. Затем появляется ключевой персонаж Солоццо (дающий толчок действию) и предлагает клану Корлеоне заняться наркобизнесом. Ключевой конфликт в «Крестном отце» начинается с предложения Солоццо.
Повествование в романе «Пролетая над гнездом кукушки» начинается еще до появления Макмерфи в психиатрической лечебнице (изложение существовавшего положения вещей). Собственно сюжет разворачивается уже после приезда Макмерфи.»
В «Лолите» Набоков разворачивает перед нами биографию Гумберта Гумберта (изложение существовавшего положения вещей) и только потом являет нам Лолиту. Мы понимаем, что она нужна Гумберту Гумберту, еще до ее появления на страницах романа.
2) Не следует пренебрегать этим правилом и сразу начинать со сцены конфликта. «Будет лучше, если вы расскажете о событиях, предшествовавших началу ключевого конфликта. Вы дадите читателю возможность познакомиться с персонажем и проникнуться к нему сочувствием. Тогда к моменту начала основных событий обстановка достигнет необходимого накала.»
3) План сюжета! «Пошаговый план является детальной пошаговой схемой последовательности событий в произведении. С помощью пошагового плана автор держит сюжет в узде. Воспринимайте пошаговый план как чертеж, схему. Он крайне необходим. » Это последовательность сцен, по мере прохождения которых ГГ апгрейтится, а конфликт увеличивает напряженность.
«Пошаговый план нужен для того, чтобы отслеживать причинно-следственную связь событий А — В—С — D—E — F и т. д., а также наблюдать за ростом и развитием персонажей.» Но план по мере необходимости можно менять, это еще черновик, он не аксиома.5. Путь к кульминации или доказательство идеичитать дальше
1) Кульминация – это точка разрешения ключевого конфликта романа. Ради неё все и затевалось.
2) В этом месте герой «перерождается», достигает желаемой цели и т.д. «В «Крестном отце» нам кажется, что клан Корлеоне полностью уничтожен и члены семьи вот-вот с позором покинут Нью-йорк. Майкл Корлеоне наносит удар по врагам. Выместив на них всю ярость, он в один день добивается победы. Репутация и положение семьи восстановлены. Без сомнения, произошли революционные изменения.»
3) «Сюжет — это борьба. Вы начинаете повествование с событий, предшествующих моменту столкновения главного героя с дилеммой. Персонаж бьется над дилеммой, дилемма перерастает в кризис. Кризис достигает того накала, той точки, когда он должен быть разрешен. Персонаж совершает определенный поступок, приводящий сюжет к кульминации. Результат разрешения кризиса может быть как благоприятным, так и неблагоприятным. Но в любом случае вся ситуация в корне меняется, происходят революционные изменения, суть которых не столь важна.»
4) Развязка (завершающий конфликт) градус понижается после кульминации. Сцена в доме Пьера и Наташи, когда к ним привозят в гости Николеньку. 6. Кульминациячитать дальше
1)Пусть она будет неожиданной для читателя, произойдет событие, которого читатель не предвидел. Читатель весь внимание, он сопереживает героям и хочет знать что же они предпримут - и тут неожиданный ход
2) Не надо перегружать текст глубокими философскими смыслами, неуклюжей игрой подтекстов и т.д., особенно начинающему автору. «Люди читают книги, чтобы испытывать то, что чувствуют персонажи. Люди хотят вместе с ними смеяться, плакать, страдать. Если вы писатель, ваша главная задача — заставить читателя сопереживать.
Накал страстей в драматическом произведении постоянно растет и достигает своего пика в момент кульминации. Талантливый писатель может отправить кульминацией в нокаут. Известие о том, что Макмерфи сделали лоботомию, повергает в шок. Когда Майкл Корлеоне начинает мстить, болеешь за него всей душой. Кто не уронит слезу над Эммой Бовари, принявшей яд, или над Гумбертом Гумбертом, умершим от отчаяния?»
3) Не забыть про «художественную справедливость». Зло наказать, предателя вывести ан чистую воду, ГГ – заслуженную награду.
4) По возможности показать новую черту характера проапгрейтившегося героя (трус совершил смелый поступок)
5) Кульминация должна оставлять у читателя чувство, что история рассказана полностью. Последующий текст, понижающий градус напряжения, имеет право быть, но точка кульминации должна придавать тексту законченный вид.7. Виды автора-рассказчика (начало).читать дальше1) Позиция рассказчика. «Рассказчик может быть невидимым свидетелем, беспристрастно, словно журналист, рассказывающим нам о происходящем. Он может быть всезнающим волшебником, способным читать мысли. Он просто может быть одним из героев произведения.»
2) Беспристрастный подход. Когда автор рассказывает отстраненно, не забираясь в голову героя и «не видя» его чувства, мотивации и эмоции. «Он пошел, он сел на стул, он взял со стола пистолет». Такой способ повествования нежелателен, особенно для начинающего автора. Подход суховат и требует от читателя бОльшего терпения.
3) Модифицированный подход. Рассказчик строит догадки о мотивах и чувствах ГГ, он может в том числе и ошибаться. «При данном подходе рассказчик не осведомлен о внутреннем мире героев, он только строит о нем догадки. Некоторые догадки могут оказываться неверными. В результате получится то, что зовется «рассказчиком ошибающимся». Другими словами, рассказчик, используя модифицированный беспристрастный подход, честно излагает происходящее. Он доносит до нас то, что заметит любой наблюдательный человек. Рассказчик делает те же выводы, к которым пришел бы читатель. Пока рассказчик говорит правду, все хорошо. Но если он начнет утаивать или лгать, он вызовет у читателя недовольство.»
«рассказчик создает иллюзию субъективного подхода. Рассказчик не претендует на то, что понимает, что творится в голове у персонажа, он только высказывает предположения. Подход является беспристрастным, поскольку рассказчик смотрит на персонаж со стороны, не сообщая нам достоверной информации о его истинном состоянии.
4) Все остальные подходы в повествовании являются субъективными. Это значит, что рассказчик знает о мыслях и чувствах по крайней мере одного персонажа.»