воскресенье, 17 ноября 2013
08.11.2013 в 15:37
Пишет
Лайверин:
Посмотрела фильм "Алукарда" 1977 года.На фоне современных американских ужасов, конечно, приятное разнообразие, но есть царапнувший меня момент. Главная героиня - дочь демона. Так вот, выбрать свою судьбу она не властна. Раз её отец - демон, она непременно однажды найдёт склеп, в котором умерла при родах её мать, выпустит спящее в её гробу зло и станет одержимой. При том, что девочка выросла в монастыре, и не проявляя особого религиозного рвения, всё-таки не шарахалась от крестов и икон. То есть человеческое начало в ней тоже довольно сильно.
В самом начале фильма я в этой девочке ничего демонического не вижу. Она, на мой взгляд, вполне искренне привязывается к Жюстине, ей интересен окружающий мир, она любопытна. Можно, конечно, развести морализаторство: мол, любопытство её и сгубило, но что-то мне не нравится такая мораль. Ну и тайну рождения девочки так и не раскрыли: кто была её мать, почему она решилась на такую опасную связь, почему вообще оказалась в тех развалинах...
Но взгляд Тины Ромеро всё равно завораживает.
Нашла очень интересный, хотя и спорный отзыв.
Снимая вольную экранизацию готического рассказа Шеридана Ле Фаню, мексиканец Хуан Лопес Моктесума, возможно, даже не задумывался о том, что фильм его войдет в историю хоррора и станет одной из самых культовых картин жанра на годы вперед. Ведь подобных лент в Мексике того времени выходило – воз и маленькая тележка. Одной больше, одной меньше – в мире эксплуатационного кино никто особенно не заметит. А «Алукарда» – кино откровенно эксплуатационное, предлагающее большое количество обнаженного тела, лесбийско-монастырские мотивы, жестокие пытки – и так далее, и тому подобное.
Моктесума откровенно играл в трэш, но то ли благодаря этому, то ли вопреки – получился у него один из лучших жанровых фильмов декады, образец для подражания и повод для вдохновения десяткам режиссеров, художников и музыкантов. Прежде всего, конечно, последним, пусть и представляющим весьма специфическое музыкальное направление – блэк-метал. А причина этого проста. Вольно или невольно, Моктесума снял впечатляющее полотно, насквозь пронизанное тем, что ROLLING STONES когда-то назвали «Симпатией к Дьяволу». Причем, сделал это настолько талантливо, завораживающе да и просто красиво, что стал кумиром тысяч мятущихся юных душ, посчитавших «Алукарду» символом бунта против господствующей морали, религии, общественных и государственных институтов. В-общем, того, против чего в свое время бунтовали романтические герои Байрона, Шиллера и Шелли. Ошибались, конечно – Моктесума никаким бунтарем не был. А вот его Алукарда – была.
Точнее, не его (Моктесумы), а Тины Ромеро, которая сыграла свою героиню так, словно это ее собственной душой овладели все демоны Ада. Впрочем, нет, не овладели. Она сама открыла им душу и воспользовалась их силой, чтобы принести в этот мир Хаос и разрушение. Алукарда – не просто олицетворяет собой зло. Это Зло с большой буквы, но при этом, как ни парадоксально это звучит, Зло – праведное. Зло, на стороне которого неизбежно должны оказаться все честные, смелые, отважные и справедливые, тогда как все трусы, ханжи и лицемеры останутся на противоположной. Беда только, что и просто добрые, любящие и милосердные тоже будут на Светлой стороне – и им тоже не поздоровится при столкновении с хтонической Темной силой, потому что не встать у нее на пути они не могут. И остановят Зло ценой собственной жизни и, может быть, даже души. Чтобы плодами их победы воспользовались те самые – трусы, ханжи и лицемеры.
Удивительно, но Моктесума не применяет к своему фильму релятивистскую мораль, не называет «черное белым» и наоборот. Не призывает «понять и простить». Алукарда – не романтическая готическая героиня, случайно оказавшаяся на Темной стороне и ищущая пути к Свету. Она – Зло, противник рода Человеческого, воплощение Дьявола в самой темной его ипостаси. Это не та булгаковская сила, что «вечно совершает благо». Это аватара самых мрачных инфернальных сил, враждебных всему живому. Но это живое право на жизнь и не заслужило. Поэтому ни крест, ни святая вода не могут остановить Алукарду до тех пор, пока на ее пути не встают те самые «добрые, любящие и милосердные» – сестра Анжелика, для которой одержимые демонами Алукарда и Жюстина все равно остаются родными и близкими; и слепая Даниэла, единственная, кто не заслужил наказания.
За ними, за их спинами прячутся и экзорцист отец Лазаро, и доктор Озек, за внешним материализмом которого скрывается все тот же легко воспламеняемый фанатик, и мать-настоятельница с садистскими наклонностями, и прочая монастырская братия. Это для них убить во имя Господне – духовный подвиг. Для них, выражаясь словами Всеволода Чаплина, «есть кое-что важнее жизни». И открывшая душу демону Алукарда бьет своих врагов их же оружием, потому что и для нее тоже есть «кое-что важнее жизни» и даже важнее души. Это Справедливость. Которую когда-то отняли у ее матери, которую отняли у ее Жюстины, которую отняли у нее самой. Поэтому ее перевернутый крест оказывается сильнее распятия. Ее дьявольская мощь – сильнее святой воды. Ее сатанинская ярость – сильнее молитв. И только силу Любви ей победить не удается…
Возможно, изначально фильм Моктесумы столь мощного бласфемического заряда в себе не нес. Как я уже говорил, сценарий (довольно невнятный, кстати) подразумевал обычное недорогое эксплуатационное кино. Мало ли, в конце концов, в 70-е снимали фильмов про одержимость, экзорцизм, да и голые монахини на экранах бегали едва ли не толпами – никого это особенно не пугало. Но харизма Тины Ромеро, перевоплотившейся в Алукарду в прямом и переносном смысле этого слова, сделала фильм настоящим культом. Правда, произошло это спустя много лет после премьеры, когда для многих стало очевидным, насколько фильм Моктесумы выламывается из привычных рамок B-movies. Насколько его протагонист не похож на обычного отрицательного героя хоррора.
Алукарда не просто харизматичный злодей, какие встречаются в кино сплошь и рядом. И не романтичный бунтарь. В хтонических силах, которыми она одержима, нет ничего романтичного. Но магнетизм Тины Ромеро, ее какая-то гипнотизирующая (так и хочется написать, «сатанинская») притягательность заставляют полностью уверовать в Алукарду. А вместе с ней и в того, кто стоит за ее хрупкими плечами. Не случайно, фильм обрел популярность в одно время с появлением на музыкальной сцене блэк-металлического тренда. Но это будет уже совсем другая история…
В истории же «Алукарды» следует помнить, что Моктесума никакого сатанизма (впрочем, как и католицизма) в виду не имел, а просто снимал проходной фильм ужасов. Который внезапно вырвался из авторских рук и зажил собственной жизнью. Хотя, кто его знает. Может быть, все это было и не случайно, и главную роль в образе Тины Ромеро играл тот, кого суеверные люди предпочитают не звать по имени… Теперь уже не важно. Но когда мне хочется вспомнить пять, десять, двадцать лучших фильмов ужасов всех времен и народов, я обязательно включаю в этот список «Алукарду». Шедевры – не горят!
Отсюда - klubkrik.ru/2013/02/simpatiya-k-dyavolu-otzyv-n... URL записи
@темы:
Кино