Я властелин своей души. я капитан своей судьбы
15.10.2013 в 10:31
Пишет AlisaCat:Про хамов, сохраню.
Говоря о способах противостояния хамам, нужно отметить следующее: по сути своей хам – животное. Мы все животные вида "гомо сапиенс", но хам как раз лишен этой самой сапиенсности. Он относится к другому виду: гомо анималс
Да, есть латинская поговорка "Человек – животное социальное": так вот у хама это "социальное" либо выпадает полностью, либо превращается в "асоциальное". Потому что, по прошлой конференции, хамство – это грубое неуважение к чужим личным границам.
Потом – вспомним, что чем примитивнее мышление хама, тем чаще он считает, что он - пуп земли. И в такой ситуации любое его унижение кажется ему "несправедливым". Агрессия внутри накапливается и выплескивается на того, кто кажется более безопасной мишенью.
Собственно, обо всем это мы уже говорили. А теперь дальше.
"Способы противостояния хаму" вовсе не включают, как полагают многие, непременного его "перевоспитания". В конце концов, если когда-то с этим не справились родители, школа и прочие воспитательные учреждения, пусть теперь вопросы социализации хама заботят его психотерапевта: хотя сомнительно, что хам такого себе заведет.
Далее: в диалоге с хамом не стоит апеллировать к логике. Потому что хам логики не понимает и не принимает. Ему в принципе непонятна такая аргументация: как известно, длинные слова его только расстраивают (с). Поэтому ваши логические выкладки в его глазах выглядят как "лепетание оправданий", и он наседает на вас еще больше.
Здесь, как правило, сложности испытывают те люди, которые не могут себе представить: как это – не апеллировать к логике? Однако речь не идет о том, чтобы эту логику совсем выключать. Просто в данном случае не привлекайте ее в качестве аргументов. Но держите "для себя": вам лично она очень даже понадобится.
В некоторых источниках встречаются рекомендации типа "отвечайте хаму на его языке": то есть агрессивно, эмоционально, иногда нецензурно. Мол, иначе он не поймет. Нужно заметить: в некоторой части случаев, весьма небольшой, это так: но не во всех. Здесь как раз вернемся к тому, что вам понадобится логика: шаблонов "отпора хаму" не один и не два, и все-таки необходимо хоть по минимуму анализировать ситуацию, прежде чем применить наиболее подходящий по вашему мнению. В большинстве случаев опускаться до уровня хама и хамить в ответ – приведет к тому, что, как в известной байке, "на своем уровне он вас задавит опытом". И агрессивно материться "по-настоящему" могут немногие из потенциальных жертв хама: тут "задавливание опытом" становится особенно явным.
Но таким образом, если логика – Взрослый – на хама не действует, а агрессивного Ребенка – эмоции – применять чревато (хоть и может быть иногда возможно), для основной части ситуаций остается один вариант: выпускать Родителя. Цензуру, правила и формальные законы. Вспомним, что любой хам – обладатель иерархического мышления, и действует по принципу "Я Начальник, ты Дурак". Так вы вполне можете перевернуть ситуацию наоборот: где вы как минимум сыграете Начальника, а ваш контрагент окажется Дураком. При этом вам совсем не обязательно обладать иерархическим мышлением тоже: можно просто взять модель и применить ее к конкретному раскладу.
В последнее время иерархия в обществе откровенно перестала опираться только лишь на тупую, агрессивную, примитивную силу. Теперь основное оружие в подобных ситуациях – "бюрократический язык". То есть холодный, формально вежливый, но исключительно жесткий диалог и итоговый отпор. На конференции одна из участниц спросила – как это выглядит? Мы ответили, что достаточно побывать в некоторых государственных конторах – например, в налоговой инспекции, - чтобы услышать подобный бюрократический язык.
Но что конкретно говорить на этом языке? Опять зависит от ситуации. С точки зрения Родителя, то есть формальных правил, законов и даже понятий - конфликты с хамами условно можно разделить на две группы: те, где вы формально с самого начала "в своем праве" (например, опуская спинку кресла в самолете) и те, где вы теоретически можете выполнить то, о чем вас просят (и даже с точки зрения вашего Родителя это надо бы выполнить – например, уступить место бабушке в метро), но при этом просьба превращается в откровенно хамское, оскорбительное требование.
В ситуациях первой группы, особенно если вы знаете, что формально правы, хорошо помогают фразы типа: "А по какому праву вы разговариваете со мной таким тоном?.." Причем сказанные на том самом бюрократическом языке: формально вежливо, но холодно, жестко, безэмоционально: как говорят, в рассуждении хама, настоящие Начальники. Если о личном – помню, как-то в лифте на меня хамски "наехала" дама средних лет: "А почему у вас собака без намордника?" Тут можно было даже не спрашивать "По какому праву вы…": достаточно было тем самым тоном поинтересоваться, на основании каких законов, положений и актов моя собака обязана быть в наморднике. Это при том, что я знаю точно: для данной породы и данного ее местонахождения никаких таких актов и положений нет.
В ситуациях второй группы помогают фразы типа "Повторите, пожалуйста, вашу просьбу вежливо". На конференции я вспомнила случай, когда в похожей ситуации оказался молодой человек – очень молодой и довольно худенький, который в метро спокойно читал книгу (сидя, заметим, на местах для общего пользования, а не для льготных категорий). На него буквально напала тоже дама: старше средних лет, "молодая пенсионерка", громким визгливым голосом хамски потребовавшая "немедленно встать и уступить место". На что он спокойно и достаточно холодно предложил ей "повторить свою просьбу вежливо, иначе он ее не понимает". Дама бурлила весьма эмоционально, однако так и не повторила: а весь вагон оказался на стороне мальчика.
Тут есть любопытный эффект: когда хамящий от вас что-то требует, он обращается к вам с трансакцией Родитель – Ребенок, тем самым унижая вас. Но когда вы ему отвечаете с той же самой трансакцией Ро-Ре, только в другом направлении, от себя к нему – он в первые секунды теряется. А внутренний Родитель чуть ли не каждого окружающего пассажира практически гарантированно присоединяется к вам (вы же безупречно вежливы!) и образует Родительский комитет против хамящего.
И еще о том, зачем-таки в подобных случаях всегда нужен Взрослый. Беда многих людей, которые мало того что оказываются жертвами хамов, да еще и испытывают трудности с ответными реакциями - в гипертрофированном внутреннем Родителе, сформированном в процессе воспитания (причем в том, где под словом "вежливость" подразумевают иерархическое неравенство). У них на уровне цензуры, на уровне "подкорки" вложены (если не сказать "вдолблены"
постулаты типа "Ни в коем случае не груби старшим, не пререкайся, не возражай". А еще - "кто на тебя повышает голос, тот старше и главнее тебя, и ты должен его слушаться". И вообще "если на тебя кричат – значит, ты что-то сделал не так, в чем-то виноват и т.п." В результате, сталкиваясь с хамом, такой человек сразу пугается (вернее – не он, а его внутренний Ребенок), приседает от страха и упаси боже не возражает: потому что "тот, кто кричит на меня – тот мой Родитель, и я не имею права ему возражать".
Во избежание подобных реакций просто необходимо постоянно пестовать, питать и тренировать своего Взрослого. В том числе и в подобных случаях. Как сказал супруг, даже если в какой-то ситуации вы не смогли ответить – это не ваш проигрыш, не ваша вина. Это ваше обучение и ваш опыт. Просто – анализируйте его, складывайте в свою жизненную копилку. И даже если вы были в какой-то конкретный момент достаточно слабы для подобной отповеди (например, болели или устали, а на бессознательном уровне эти шаблоны еще не отработались) – нет смысла себя корить, что вы все же сдались и хам отвоевал у вас на время какую-то часть вашего личного физического пространства. Главное – чтобы вы сохранили свою психологическую целостность, того же самого своего Взрослого. А Родитель чтобы помогал вам адекватно в последующих ситуациях, но - не довлел над вами.
В конце концов, закончим тем, с чего начали: любой хам – это изначально проблемный человек. Ущербный, если хотите; больной, униженный. Одна слушательница сказала, что ей "неловко ставить хамов на место" - но снова вспомним, что вы и не должны ставить его ни на какое место: пусть он остается там, где фактически находится. Главное, чтобы вы сами по возможности оставались на том месте, где находитесь: и скорее в социальном смысле, чем в физическом.
Источник: Марина Нарицына
URL записиГоворя о способах противостояния хамам, нужно отметить следующее: по сути своей хам – животное. Мы все животные вида "гомо сапиенс", но хам как раз лишен этой самой сапиенсности. Он относится к другому виду: гомо анималс

Потом – вспомним, что чем примитивнее мышление хама, тем чаще он считает, что он - пуп земли. И в такой ситуации любое его унижение кажется ему "несправедливым". Агрессия внутри накапливается и выплескивается на того, кто кажется более безопасной мишенью.
Собственно, обо всем это мы уже говорили. А теперь дальше.
"Способы противостояния хаму" вовсе не включают, как полагают многие, непременного его "перевоспитания". В конце концов, если когда-то с этим не справились родители, школа и прочие воспитательные учреждения, пусть теперь вопросы социализации хама заботят его психотерапевта: хотя сомнительно, что хам такого себе заведет.
Далее: в диалоге с хамом не стоит апеллировать к логике. Потому что хам логики не понимает и не принимает. Ему в принципе непонятна такая аргументация: как известно, длинные слова его только расстраивают (с). Поэтому ваши логические выкладки в его глазах выглядят как "лепетание оправданий", и он наседает на вас еще больше.
Здесь, как правило, сложности испытывают те люди, которые не могут себе представить: как это – не апеллировать к логике? Однако речь не идет о том, чтобы эту логику совсем выключать. Просто в данном случае не привлекайте ее в качестве аргументов. Но держите "для себя": вам лично она очень даже понадобится.
В некоторых источниках встречаются рекомендации типа "отвечайте хаму на его языке": то есть агрессивно, эмоционально, иногда нецензурно. Мол, иначе он не поймет. Нужно заметить: в некоторой части случаев, весьма небольшой, это так: но не во всех. Здесь как раз вернемся к тому, что вам понадобится логика: шаблонов "отпора хаму" не один и не два, и все-таки необходимо хоть по минимуму анализировать ситуацию, прежде чем применить наиболее подходящий по вашему мнению. В большинстве случаев опускаться до уровня хама и хамить в ответ – приведет к тому, что, как в известной байке, "на своем уровне он вас задавит опытом". И агрессивно материться "по-настоящему" могут немногие из потенциальных жертв хама: тут "задавливание опытом" становится особенно явным.
Но таким образом, если логика – Взрослый – на хама не действует, а агрессивного Ребенка – эмоции – применять чревато (хоть и может быть иногда возможно), для основной части ситуаций остается один вариант: выпускать Родителя. Цензуру, правила и формальные законы. Вспомним, что любой хам – обладатель иерархического мышления, и действует по принципу "Я Начальник, ты Дурак". Так вы вполне можете перевернуть ситуацию наоборот: где вы как минимум сыграете Начальника, а ваш контрагент окажется Дураком. При этом вам совсем не обязательно обладать иерархическим мышлением тоже: можно просто взять модель и применить ее к конкретному раскладу.
В последнее время иерархия в обществе откровенно перестала опираться только лишь на тупую, агрессивную, примитивную силу. Теперь основное оружие в подобных ситуациях – "бюрократический язык". То есть холодный, формально вежливый, но исключительно жесткий диалог и итоговый отпор. На конференции одна из участниц спросила – как это выглядит? Мы ответили, что достаточно побывать в некоторых государственных конторах – например, в налоговой инспекции, - чтобы услышать подобный бюрократический язык.
Но что конкретно говорить на этом языке? Опять зависит от ситуации. С точки зрения Родителя, то есть формальных правил, законов и даже понятий - конфликты с хамами условно можно разделить на две группы: те, где вы формально с самого начала "в своем праве" (например, опуская спинку кресла в самолете) и те, где вы теоретически можете выполнить то, о чем вас просят (и даже с точки зрения вашего Родителя это надо бы выполнить – например, уступить место бабушке в метро), но при этом просьба превращается в откровенно хамское, оскорбительное требование.
В ситуациях первой группы, особенно если вы знаете, что формально правы, хорошо помогают фразы типа: "А по какому праву вы разговариваете со мной таким тоном?.." Причем сказанные на том самом бюрократическом языке: формально вежливо, но холодно, жестко, безэмоционально: как говорят, в рассуждении хама, настоящие Начальники. Если о личном – помню, как-то в лифте на меня хамски "наехала" дама средних лет: "А почему у вас собака без намордника?" Тут можно было даже не спрашивать "По какому праву вы…": достаточно было тем самым тоном поинтересоваться, на основании каких законов, положений и актов моя собака обязана быть в наморднике. Это при том, что я знаю точно: для данной породы и данного ее местонахождения никаких таких актов и положений нет.
В ситуациях второй группы помогают фразы типа "Повторите, пожалуйста, вашу просьбу вежливо". На конференции я вспомнила случай, когда в похожей ситуации оказался молодой человек – очень молодой и довольно худенький, который в метро спокойно читал книгу (сидя, заметим, на местах для общего пользования, а не для льготных категорий). На него буквально напала тоже дама: старше средних лет, "молодая пенсионерка", громким визгливым голосом хамски потребовавшая "немедленно встать и уступить место". На что он спокойно и достаточно холодно предложил ей "повторить свою просьбу вежливо, иначе он ее не понимает". Дама бурлила весьма эмоционально, однако так и не повторила: а весь вагон оказался на стороне мальчика.
Тут есть любопытный эффект: когда хамящий от вас что-то требует, он обращается к вам с трансакцией Родитель – Ребенок, тем самым унижая вас. Но когда вы ему отвечаете с той же самой трансакцией Ро-Ре, только в другом направлении, от себя к нему – он в первые секунды теряется. А внутренний Родитель чуть ли не каждого окружающего пассажира практически гарантированно присоединяется к вам (вы же безупречно вежливы!) и образует Родительский комитет против хамящего.
И еще о том, зачем-таки в подобных случаях всегда нужен Взрослый. Беда многих людей, которые мало того что оказываются жертвами хамов, да еще и испытывают трудности с ответными реакциями - в гипертрофированном внутреннем Родителе, сформированном в процессе воспитания (причем в том, где под словом "вежливость" подразумевают иерархическое неравенство). У них на уровне цензуры, на уровне "подкорки" вложены (если не сказать "вдолблены"

Во избежание подобных реакций просто необходимо постоянно пестовать, питать и тренировать своего Взрослого. В том числе и в подобных случаях. Как сказал супруг, даже если в какой-то ситуации вы не смогли ответить – это не ваш проигрыш, не ваша вина. Это ваше обучение и ваш опыт. Просто – анализируйте его, складывайте в свою жизненную копилку. И даже если вы были в какой-то конкретный момент достаточно слабы для подобной отповеди (например, болели или устали, а на бессознательном уровне эти шаблоны еще не отработались) – нет смысла себя корить, что вы все же сдались и хам отвоевал у вас на время какую-то часть вашего личного физического пространства. Главное – чтобы вы сохранили свою психологическую целостность, того же самого своего Взрослого. А Родитель чтобы помогал вам адекватно в последующих ситуациях, но - не довлел над вами.
В конце концов, закончим тем, с чего начали: любой хам – это изначально проблемный человек. Ущербный, если хотите; больной, униженный. Одна слушательница сказала, что ей "неловко ставить хамов на место" - но снова вспомним, что вы и не должны ставить его ни на какое место: пусть он остается там, где фактически находится. Главное, чтобы вы сами по возможности оставались на том месте, где находитесь: и скорее в социальном смысле, чем в физическом.
Источник: Марина Нарицына