Я властелин своей души. я капитан своей судьбы
22.10.2013 в 17:12
Пишет Береника:О работе
Перечитывая "Бесплодную землю" Т.С. Элиота, я поняла в очередной раз, что обожаю течение модернистов. Бесплодная земля, считающаяся одной из икон течения, в первое прочтение взрывает мозг. Жаль, что я не могу вставить эту фразу прямым текстом в своё эссе. После того, как вы продеретесь через все пять частей, вам захочется воскресить и убить Томаса Элиота, всех модернистов поочерёдно, и, возможно, самого себя, потому что как распоряжаться прочтённым абсолютно неясно.
В первый раз я читала "Бесплодную землю" на английском, и закончив решила, что я безнадёжная идиотка, которая не владеет языком. Сюжета не было, начала и конца не было, выводов не было, образы кружились бешеным хороводом. Прочитав пять разных переводов поэмы на русском, я поняла, что дело не в том, что я идиотка, а в том, что создать такой отклик у читателя, очевидно, было новаторской идеей поэта. Сходив на семинар и перечитав поэму ещё от пяти до семи раз, прочитав несколько толкований и отзывов критиков, я неожиданно для себя самой влюбилась и в текст, и в многострадального Элиота, которому наверняка регулярно прилетает тонна негативных флюидов даже на тот свет. Я поняла, почему этот текст стал центральным в течении и почему многие называют его жемчужиной.
Просто сюжета действительно, сколько ни читай, нет, но на самом деле он есть. Но его всё ещё нет.
Этот текст из разряда тех, которые нельзя насильно изучать в школе и начале университета. Первокурсники и подростки над ними мучаются и стонут, что ничего не понятно, сложно и вообще что тут особенного, я тоже так могу, дайте мне флаг, гугл-переводчик и игральный кубик. Чтобы его понять, его нужно читать самому, медленно, и при этом быть заинтересованным в вопросе. "Не своих" людей Элиот отпугивал ещё на подходе.
До модернистов классическая литература вогнала в голову читателю аристотелевские стандарты. У текста должна быть завязка, основная часть, кульминация и концовка. Мы привыкли, что писатель или поэт вводит нас в суть дела, знакомит с персонажами и потом начинает играть заданными данными как фигурками на шахматной доске, формируя какой-то сюжет. Модернисты, разгулявшиеся в двадцатом веке, яростно рушили стандарты, периодически писали редкостную галиматью и всячески посягали на "святыни". Отдельная ветка, футуристы, во главе с бодрым Маринетти, открыто призывали сжигать библиотеки и поклоняться урбанистическому пейзажу и грохоту механизмов вместо "пресных идеалистических пейзажей" и "скучной классической музыки".
Если вчитаться в суть, Элиот как будто ничего не рушил, кроме закостеневшего стандарта формы повествования. Когда восхищённые читатели называли "Бесплодную землю" голосом потерянного поколения, отфыркивался, что слово "поколение" его раздражает в принципе, и может кому-то там и кажется, что он что-то выразил, но он тут ровным счётом не при чём.
Прелесть поэмы в том, что она не строится ни на одинаковых или даже сколько-нибудь внятных персонажах, ни на знакомых образах, ни на последовательности текста, у неё вообще нет никакой морали и развязки. Из-за того, что в неё помимо родного английского втянуты ещё, кажется, четыре языка, понять её без комментариев автора представляется задачей крайне сложной. Тем не менее, при чтении приходишь к мыслям о том, что у лука есть слои, у огров есть слои, и у "Бесплодной земли" тоже явно есть слои.
Элиот на практике, очень эффектно показал, что идея независимое явление. Чтобы донести до читателя идею совсем не обязательно облекать её в простую, доступную и стандартную форму. Не обязательно выбирать и выписывать персонажей, если вам важно показать идею. Если вы пишете идею — пишите идею. Нагрузки в тексте хватит и без реверансов с Аристотелем. Весь текст в сущности манифест того, что разжевывать что-то читателю и под него подстраиваться дело неблагодарное. Недопонявшие всегда найдутся, сбивать себе планки, значит, сбивать уровень. Читатель не хрустальный и не сахарный, пусть не стонет, а думает, если ему сложно, грустно и противно, пусть идёт и читает то, что ему нравится. Автору помимо всего прочего нужна своя аудитория, а не та, под которую он будет писать. Если человека в первую очередь заботят признание, восхищение и слава, написание чего-либо далеко не самый простой способ их обрести.
Объёмные отрывки из "Бесплодной земли"
URL записиПеречитывая "Бесплодную землю" Т.С. Элиота, я поняла в очередной раз, что обожаю течение модернистов. Бесплодная земля, считающаяся одной из икон течения, в первое прочтение взрывает мозг. Жаль, что я не могу вставить эту фразу прямым текстом в своё эссе. После того, как вы продеретесь через все пять частей, вам захочется воскресить и убить Томаса Элиота, всех модернистов поочерёдно, и, возможно, самого себя, потому что как распоряжаться прочтённым абсолютно неясно.
В первый раз я читала "Бесплодную землю" на английском, и закончив решила, что я безнадёжная идиотка, которая не владеет языком. Сюжета не было, начала и конца не было, выводов не было, образы кружились бешеным хороводом. Прочитав пять разных переводов поэмы на русском, я поняла, что дело не в том, что я идиотка, а в том, что создать такой отклик у читателя, очевидно, было новаторской идеей поэта. Сходив на семинар и перечитав поэму ещё от пяти до семи раз, прочитав несколько толкований и отзывов критиков, я неожиданно для себя самой влюбилась и в текст, и в многострадального Элиота, которому наверняка регулярно прилетает тонна негативных флюидов даже на тот свет. Я поняла, почему этот текст стал центральным в течении и почему многие называют его жемчужиной.
Просто сюжета действительно, сколько ни читай, нет, но на самом деле он есть. Но его всё ещё нет.
Этот текст из разряда тех, которые нельзя насильно изучать в школе и начале университета. Первокурсники и подростки над ними мучаются и стонут, что ничего не понятно, сложно и вообще что тут особенного, я тоже так могу, дайте мне флаг, гугл-переводчик и игральный кубик. Чтобы его понять, его нужно читать самому, медленно, и при этом быть заинтересованным в вопросе. "Не своих" людей Элиот отпугивал ещё на подходе.
До модернистов классическая литература вогнала в голову читателю аристотелевские стандарты. У текста должна быть завязка, основная часть, кульминация и концовка. Мы привыкли, что писатель или поэт вводит нас в суть дела, знакомит с персонажами и потом начинает играть заданными данными как фигурками на шахматной доске, формируя какой-то сюжет. Модернисты, разгулявшиеся в двадцатом веке, яростно рушили стандарты, периодически писали редкостную галиматью и всячески посягали на "святыни". Отдельная ветка, футуристы, во главе с бодрым Маринетти, открыто призывали сжигать библиотеки и поклоняться урбанистическому пейзажу и грохоту механизмов вместо "пресных идеалистических пейзажей" и "скучной классической музыки".
Если вчитаться в суть, Элиот как будто ничего не рушил, кроме закостеневшего стандарта формы повествования. Когда восхищённые читатели называли "Бесплодную землю" голосом потерянного поколения, отфыркивался, что слово "поколение" его раздражает в принципе, и может кому-то там и кажется, что он что-то выразил, но он тут ровным счётом не при чём.
Прелесть поэмы в том, что она не строится ни на одинаковых или даже сколько-нибудь внятных персонажах, ни на знакомых образах, ни на последовательности текста, у неё вообще нет никакой морали и развязки. Из-за того, что в неё помимо родного английского втянуты ещё, кажется, четыре языка, понять её без комментариев автора представляется задачей крайне сложной. Тем не менее, при чтении приходишь к мыслям о том, что у лука есть слои, у огров есть слои, и у "Бесплодной земли" тоже явно есть слои.
Элиот на практике, очень эффектно показал, что идея независимое явление. Чтобы донести до читателя идею совсем не обязательно облекать её в простую, доступную и стандартную форму. Не обязательно выбирать и выписывать персонажей, если вам важно показать идею. Если вы пишете идею — пишите идею. Нагрузки в тексте хватит и без реверансов с Аристотелем. Весь текст в сущности манифест того, что разжевывать что-то читателю и под него подстраиваться дело неблагодарное. Недопонявшие всегда найдутся, сбивать себе планки, значит, сбивать уровень. Читатель не хрустальный и не сахарный, пусть не стонет, а думает, если ему сложно, грустно и противно, пусть идёт и читает то, что ему нравится. Автору помимо всего прочего нужна своя аудитория, а не та, под которую он будет писать. Если человека в первую очередь заботят признание, восхищение и слава, написание чего-либо далеко не самый простой способ их обрести.
Объёмные отрывки из "Бесплодной земли"