Очень вменяемая статья, сколько раз я выслушивала такое от всяких директоров, приходя на собеседования в разные "компании". Причем дословно.
"60% рабочего времени человек не работает". "Зачем льготы - зарплата есть и хватит". Особенно мне нравились требования искать самых лучших, но при этом серые схемы компенсаций и практически ничего сверх зарплаты. А еще "как бы так придумать, чтобы ничего не заплатить из бонусов", которые иной раз составляют в наших честных, белых и пушистых конторах до 80% зряплаты. Эхх
Вообще мне нравится подход Олега.
Как построить систему демотивации в компании. 17 вредных советов
Сегодня как вы поняли я буду давать вредные советы. Не знаю анекдот это или нет, но начав давать прогноз наоборот, вероятность прогноза погоды значительно повысилась. Я тоже решил давать советы наоборот, может кто-то посмотрит на HR другими глазами. Если вам не всё равно, что вы делаете в HR, то не делайте так, как я пишу в этой статье и пользы от HR компании будет значительно больше.
Почему я назвал свои советы вредными? Ну, во-первых, чтобы открыть глаза некоторым моим коллегам, они-то думают, что, делая подобное, они строят «самую лучшую в мире компанию» или «самую лучшую систему мотивации» а на самом деле… «сделать хотел утюг…». А, во-вторых, четко следуя моим советам, можно довести ситуацию в компании до абсурда, нанести компании такой значительный вред, что другого выхода как выстраивать всё заново не останется. А значит у этих компаний появится надежда на лучшую жизнь. Воистину «пока гром не грянет…».
Чего греха таить некоторые мои коллеги HR уже и так сделали немало глупостей, не знаю сами догадались или подсмотрели где, но как говорится результат налицо, о таких "результатах" пишут на форумах, говорят сотрудники и это т.н. обратная сторона HR, за которую лично мне стыдно. Но давайте не будем терять время и начнём строить систему демотивации персонала. Некоторым компаниям с моими советами можно лишь сверятся, а некоторые «профессионалы» и сами могут дать мастер-класс. Но надеюсь, что задуматься смогут и те и другие, а также те, кто действительно хочет построить в компании систему мотивации персонала.
читать дальшеСовет вредный № 1 - превратите рабочий день сотрудника в испытание с самого начала. Как? Очень просто - заставьте его, опаздывая на 5-10 минут, уже трястись, предвкушая написание объяснительной, общение со службой безопасности, а то и с Директором по персоналу, объясняя как это он... мог такое себе позволить, ну и что, что вчера допоздна что-то доделывал. Ну а может вообще не заплатить ему за этот день, чтобы было впредь неповадно.
Ну а тем, кто приходит вовремя пусть тоже жизнь мёдом не кажется - пусть, например, при входе в сеть ежедневно через SMS получают пароль на вход и кто не успевает к началу рабочего дня идёт и объясняет почему не успел. Ну и что, что XXI век на дворе и сотрудники научились это обходить это не важно, главное, чтобы были в напряжении - доверять нельзя никому.
Начинайте день с оперативки, пусть расскажут что делали вчера и что планируют делать сегодня. Пусть оперативки длятся подольше. И так каждый день.
Только таким серьезным отношением к началу рабочего дня можно заставить этих неорганизованных и ленивых сотрудников настроиться на рабочий день. А то некоторые ваши сотрудники начинают рабочий день с чашки кофе или новостей в интернет, а то и вовсе болтают между собой - это недопустимо!
Совет вредный №2 - следите буквально за каждым шагом работника. Наводните офис камерами, через карточки доступа регистрируйте сколько сотрудник был на рабочем месте, сколько курил, сколько обедал. Можно отслеживать через GPRS системы где сотрудник сейчас, а где должен быть. Требуйте регулярных отчетов по телефону или через SMS, а может по Skype (если за пределами офиса). Интересуйтесь его перепиской, делайте PrintScreen экрана его компьютера (таких программ уже немало), следите за тем какие сайты посещает и т.п. От компании у него не должно быть никаких секретов. Везде могут быть враги или предатели.
Совет вредный №3 - никогда, никогда не интересуйтесь мнением сотрудников, ни в коем случае и ни при каких обстоятельствах. Зачем вам его или их мнение. Вы компания, вы платите ему за работу (много даже платите), а его дело работать, он и так вам уже должен. Забудьте, что есть опросы, анкеты и прочая глупость. Это всё придумали в недостойных компаниях, которым нечем заняться, а у вас компания серьезная. Но если вдруг проводите опрос (уговорил кто-то или потребовал), то делайте нужные вам выводы по его итогам. Этот опрос для компании, а не для сотрудников. Не заигрывайтесь в демократию. Пусть себе работают и не задают лишних вопросов. Никто никого не держит. Серая бесформенная масса с общим мнением на всех- вот ваш идеал персонала компании. Кто-то может гордо это назвать «команда», по крайней мере в интервью вам сделать это никто не запрещает и может быть вам будут даже завидовать, они же не знают, что под командой подразумеваете вы.
Совет вредный №4 - никогда не информируйте сотрудника о том, что происходит в компании, не его ума дело. Компания живёт своей жизнью, в ней происходит всё то, что и должно в ней происходить. Только избранные и достойные знают о компании всё, остальным не положено. Рассказывая о компании и её результатах, можно сказать лишнего и этим смогут воспользоваться враги. Никому нельзя доверять.
Совет вредный № 5 - не тратьте время и деньги на создание благоприятных условий труда для сотрудников. Они это не заслужили и это никогда не окупится. Крыша над головой есть, не на улице работают, пусть «спасибо» скажут. А то размечтались о достойных условиях труда. Расходы компания понесёт, а эффекта от них не будет никакого. Так еще чего доброго сотрудники будут приходить на работу отдыхать - попить кофе, посидеть в светлом, уютном офисе и не сделав ничего уйдут домой. Выбросьте все материалы, про офисы, которые строят под потребности сотрудников, где есть тренажерные залы, бассейны и прочая глупость. Это всего лишь не нужные расходы. Минимум расходов. Несколько копеек в год на канцтовары (и то не каждому) и пусть идёт вкалывает.
Совет вредный №6 - лишите сотрудника свободного времени. Меньше времени на размышление - залог строительства компании на века, у сотрудника просто не должно быть времени на любые мысли кроме как о работе. Семья это глупость, чтобы тратить на неё время, а хобби (знаем мы эти хобби - телевизор, алкоголь и секс). Приветствуйте сверхурочную работу и работу в выходные (разумеется не оплачиваемую). Создайте в компании атмосферу нетерпимости к тем, кто уходит вовремя (значит они не сильно загружены или делаю всё поверхностно), ставьте вопрос об их дальнейшей работе в компании (нечего подрывать устои компании). Пусть просто сидят, изображают работу, но не нервируют остальных.
Сделайте слово "отпуск" ругательным, для ухода в отпуск ставьте условия с вызовом (не получается с первого раза, пересмотрите мультфильм "Золушка"). Отправляйте в отпуск не более чем на 3-4 дня. Кстати именно после отпуска у сотрудника появляются разные глупые мысли об уходе из компании или об увеличении вознаграждения. Так что чем меньше отпуск тем в большей безопасности компания. Но если не отпустить в отпуск не удалось, давайте сотруднику домашнее задание, пусть продолжает участвовать в совещаниях, пускай будет в постоянном доступе. Не ваши проблемы как он это обеспечит - должен и всё. И еще за время нахождения в отпуске не платите вовсе или платите символически (он же отдыхает, а не работает).
Проводите всё обучение только в выходные дни, начинайте в пятницу вечером и до вечера воскресенья. Это самое лучшее время для обучения. Ну еще не забывайте о "верёвочных курсах" и прочих тим билдинговых моментов. Как еще превратить ваших сотрудников в «команду» кроме как, заставляя их проводить по 12-16 часов в день и по 6-7 дней в неделю. Других способов этого не придумано. Не верьте всякой глупости, что можно по-другому. Да, еще не забудьте вычитать деньги за обучение или за то, что во время обучения сотрудник выпил и съел.
Совет вредный № 7 - Внушайте своим сотрудникам комплекс неполноценности. Регулярно рассказывайте сотрудникам, что они "идиоты", "придурки", "лентяи" (ну в общем эти слова должны звучать эффектно), объясняйте, что их всех нашли на помойке, толку от них чуть, а расходы на них у компании огромные и взывайте к благодарности и личной преданности. Обязательно рассказывайте, что ваша компания - лучшая и другой такой нет, чтобы для персонала делали так много. Обязательно рассказывайте о том, что на любое место в компании десятки претендентов. Не слушайте никаких возражений. Поощряйте руководителей - самодуров, тиранов, которые умеют буквально в нескольких словах объяснить сотруднику его место в "пищевой цепочке". Именно в такой работе с персоналом - залог будущего компании. Помните, что ваш идеал серая бесформенная масса с общим мнением на всех, она же «команда».
Совет вредный №8 - Сделайте нетерпимой жизнь тех кто решил уволиться из компании, или только думает об этом. Превращайте их жизнь в ад. Клеймите их позором, обвиняйте в неблагодарности и предательстве. Подключайте все службы - безопасность, бухгалтерию, аудит и другие. Вспоминайте ему всё - от украденной скрепки или использованной не по назначению бумаги, раздувайте все его промахи даже во время испытательного срока, поднимайте всю информацию (см. вредный совет №2). Поднимайте все документы и возможно выяснится, что сотрудник что-то компании должен, можно повесить какую-нибудь недостачу или какие-нибудь потери. Для предателей все средства хороши.
Ни в коем случае не отдавайте ему все документы с первого раза, пусть прочувствует как это покидать компанию, которая так много для него сделала. Не вздумайте платить ему деньги, если не выплатить их нельзя (раньше надо было думать) переносите выплату на более поздний срок (тяните как можно дольше).
Но если сотрудник всё-таки ушел подмочите его репутацию. Распускайте слухи о его бесполезности, намекайте, что сотрудник что-то украл, но компания великодушно закрыла на это глаза, занесите его в "черный" список сотрудников, рекомендуйте его таким образом, чтобы сотрудник не скоро смог найти себе работу (но соблюдайте определенную меру, а то еще догадаются, что у вас на сотрудника зуб). А если сотрудник был в числе ключевых, награжден разными дипломами грамотами, объясните, что эти грамоты и дипломы нечего не значат (просто так раздавали всем и каждому), пусть не рассказывает. С предателями так и надо, так смотришь и другие задумаются.
Совет вредный №9 - Устраивая конкурсы, требуйте максимального участия от сотрудников. Пусть участвуют под страхом штрафов, а то и увольнения из компании, если уж очень часто игнорируют конкурсы. Конкурсы ради конкурсов, а не для сотрудников или для какой-то реальной пользы. Конкурсы нужны для галочки, вот объявление, вот радостные участники и победители. Всё должно быть задокументировано, если вдруг кто забудет для чего нужна HR служба или что она делала.
Совет вредный № 10 - Платите с мыслью сэкономить. Ни в коем случае не платите за результат, так можно и прогореть. Главное поощрить руководителей от них зависят все результаты компании, без них это стадо лентяев вообще бы не работало, а просто так тратило бы электроэнергию и ресурсы компании. Пускай разрыв в оплате труда между руководителями и сотрудниками будет в разы, а лучше в десятки раз. Остальным сотрудникам платите сколько не жалко. Если можно платить меньше, то платите меньше. Всегда найдется сотрудник готовый работать за эти деньги. На рынке труда ситуация благоприятная для компаний. Не слушайте, если вам говорят о другом.
Постройте систему оплаты труда таким образом, чтобы за каждое неправильное движение был штраф (пусть будут должны вам, а не вы). Платить уволенным это вообще огромная глупость, а компании еще одна статья экономии (но об этом я уже писал).
Совет вредный № 11 - Все документы по оплате труда должны быть написаны таким языком, чтобы никто не смог в них ничего понять. Не можете так написать спрячьте в сейф и засекретьте. Запретите разговаривать на тему заработных плат, никаких обсуждений, объяснений. Никаких вопросов на тему заработной платы. Объясняйте, что платите столько сколько каждый заработал. Все вопросы в письменном виде через непосредственного руководителя. Как вариант - разместите где-нибудь памятку по системе оплаты труда из которой вообще ничего не понятно и постоянно отсылайте к ней сотрудников. Самых скандальных увольняйте или подводите под увольнение (как это делать, можно найти на форумах или обратиться в вашу службу безопасности, там спецы). Все изменения зарплаты ни с кем не обсуждайте ставьте перед фактом, пусть возмущается, ведь вся зарплата в конвертах (я надеюсь?).
Совет вредный №12 - Если видите, что платите много не думайте долго, понижайте зарплату сразу же, меняйте условия премирования столько раз, сколько сочтёте нужным. Минимум объяснений. Компания приняла решение и всё. Не нравиться - до свидания. Чтобы иметь манёвр - платите персоналу с большими задержками. Ожидание зарплаты лишний раз привяжет сотрудника к компании и сделает его более сговорчивым (его же официальная зарплата - пшик, воробей на неё не проживёт). Пусть идёт, качает права, я надеюсь вы же никаких документов с размером заработной платы не подписывали и тем более не выдавали их на руки.
Совет вредный №13 - Не вздумайте тратить деньги компании на разные там льготы. Никаких страховок, обедов, проездов и прочей глупости. Это бесполезные расходы. Вы не дождётесь никакой благодарности, только лишняя головная боль для HR, вы же и так заняты каждый день. Но если что-то необходимо всё-таки для работы, то предоставляйте это на выгодных для компании условиях. Например, мобильный телефон, установите небольшой лимит и обяжите сотрудника держать его включенным например с 7.00 и до 23.00 или круглосуточно, чтобы позвать сотрудника на работу в любую минуту, периодически проверяйте как сотрудники ими пользуются, не взял вовремя - штраф. Таким же образом поступайте с другим оборудованием. Следите за содержимым корпоративного ноутбука. Это же оборудование компании. А потеряет так штраф в пяти или десятикратном размере.
Совет вредный №14 - Продвигайте сотрудников только, исходя из личной преданности, и лояльных компании. Пусть дурак - но свой доморощенный и преданный. Поощряйте доносы и сплетни, гасите инакомыслие всеми возможными способами. На корню прекращайте разговоры о недостатках компании или её руководителей. Тут же увольняйте зачинщиков. Распускайте нужные слухи и ищите неблагонадежных. Привлекайте службу безопасности к акциям запугивания и демонстрации силы. Компания всегда должна выглядеть сильной и суровой, при защите её интересов все средства хороши, не брезгуйте ничем. Упустите в малом - потеряете в большом.
Совет вредный №15 - Наводните жизнь компании разными ритуалами и церемониями (лучше абсурдными). Подъём флага, пение гимна, неудобная или безумная униформа (за счет сотрудника разумеется), беджи всегда и везде и прочее. Жизнь сотрудника должна быть расписана. Заставьте учить наизусть всю историю компании (когда началось производство, в каких городах компания представлена и т.п. вопросы). Ну, а чтобы это имело смысл введите штрафы за неучастие или игнорирование в церемониях и незнание ключевых фактов о компании. Отдельно введите штрафы за отсутствие приветствия собственника и руководителей компании (а то некоторые сотрудники имеют наглость не приветствовать людей, благодаря которым они работают и зарабатывают деньги). Показательно увольте самых наглых, чтобы остальные задумались.
Совет вредный №16 - Не вздумайте быть благодарным персоналу, чтобы они не совершили. Это их обязанность и кроме того вы платите им заработную плату. Этого достаточно с головой. Принимайте всё как должное. Никаких почетных досок и рассылок благодарственных писем (а то еще чего доброго загордятся или заболеют звездной болезнью). Все результаты компании достигаются только благодаря собственнику и подобранной им команды топ-менеджеров. А персонал компании это всего лишь марионетки, которых дергают за ниточки и только тогда они что-то делают.
Совет вредный №17 - Не допускайте никаких упоминаний о семье. Это может разрушить вашу компанию. На работе это только сотрудники, никакие не папы, не мамы, не дедушки или бабушки. А лучше сразу нанимайте одиноких (разведенных, вдов, вдовцов, сирот и т.п.) Берите клятву (лучше в письменном виде), что придя на работу сотрудник выкинет всю эту глупость из головы. Запретите членам семьи звонить на корпоративные телефоны или писать на корпоративные Email, за нарушение штраф. Никаких фотографий семьи, детей или домашних животных на столах, никаких заставок на компьютерах. На работе этому нет места. Кто не понимает с первого раза штраф, обходите офис в конце рабочего дня, выкидывайте весь этот мусор. Жестко боритесь с теми, кто умничает по поводу того, что в продвинутых компаниях на работу уже можно приходить с детьми, а то и с домашними животными.
Вас как компанию не должно интересовать кто из родственников ваших сотрудников каких успехов достиг, как учатся и чем занимаются их дети. Какие экскурсии с членами семьи в офис, кто придумал эту глупость, никогда не соглашайтесь на это. Никаких жен, мужей, детей на корпоративах. Никакой материальной помощи родственникам сотрудника, чтобы не случилось (вы же их не знаете).
Давайте на этом остановимся. Если у вас получится внедрить все эти вредные советы, то персонал будет держаться от вашей компании очень далеко или же персонал в вашей компании будет таким, которому терять уже нечего. Вам нужен такой персонал и такая компания?
Некоторые из вас удивятся, но я часто встречаю в компаниях (думаю и вы тоже) воплощение моих вредных советов всех вместе или поодиночку. А HR служба безнадежно борется за то, чтобы получить в таких условиях эффект от персонала. Воистину "построение порядка в бардаке".
Нельзя, имея кубики с буквами "Ж", "О", "П", "А" составить слово "любовь" как не трудитесь, нужны другие кубики. И именно потому я занимаюсь рациональным и разумным управлением персоналом.
Если нравится, стройте в своей компании систему демотивации, я советы для этого дал, поверьте получится разрушающе эффективно, не нравится думайте и стройте что-то другое, то что позволит вам получить совсем другой результат от персонала. Выбор за вами!
Олег Барыш
www.hrrationalis.com