Я властелин своей души. я капитан своей судьбы
06.10.2014 в 16:00
Пишет  А. Кришан:

Две ошибки
Две ошибки, которые часто совершают авторы, представляя персонажа.
Автор: Coriza (ficbook.net/authors/Coriza)

Я не предлагаю панацеи, которая стопроцентно превратит ваш фанфик или ориджинал в шедевр фикбука и выведет его в топ популярного. Но как читатель я могу рассказать авторам, что точно убивает интерес к вашему новенькому классному персонажу с первых же строк.

Первое: Описание
Да, все считают своим долгом сказать, что "описания это фу-фу-фу", хотя так и не понятно, почему же. Почему погода за окном передаёт настроение героя, а при этом волевой подбородок и выразительные брови не подходят для портрета персонажа? А классики, вон, писали, и ничего, всем до сих пор нравится.
В итоге авторы либо вообще отказываются от описания, либо всё равно его пишут, но и те и другие вызывают недовольство читателей. Так в чём же секрет?

Давайте на примере:
Вы входите в комнату, где сидят штук двадцать девушек - блондинок, брюнеток, шатенок - в самой разной одежде. И у одной из них рога - ветвистые такие, оленьи.
На кого вы обратите внимание в первую очередь? На рогатую, потому что привлекает внимание то, что отличается от окружения. Когда в обычную японскую школу приходит учиться блондинка, то герой может удивиться этому факту и заметить: "О, у неё такие светлые волосы! Должно быть, она иностранка. Как интересно". Герой заметил нечто необычное и сделал из этого вывод - вот как оно должно работать. И даже если в процессе вывод окажется неверным, это уже не важно, а вот если цвет волос не играет какой-то особой, выделяющей роли, то нет смысла его называть. И касается это не только цвета волос.
И ещё, какого цвета волосы у рогатой? Понятия не имею, потому что смотрел на рога. Если нечто привлекает наше внимание, то детали мы уже не замечаем. Поэтому не нужно заваливать читателя тонной подробностей вплоть до принта на нижнем белье - это слишком мелкие, незначительные и загромождающие память подробности. Они делают портрет дробным и превращают в банальное перечисление. Список, а не человек получается.

Чем же можно выделить персонажа? Да чем угодно:
что-то, чего быть не должно (рога, крылья, хвост), цвет не такой как у всех (рыжий в толпе брюнетов), одежда (богатая на фоне обносок), поведение (надменный и гордый вид среди запуганных лиц).

Так как же быть с волевыми подбородками и выразительными бровями девушки, если всё внимание привлекают рога? Вспомнить о них после, когда читатель привыкнет к рогам. Например в ситуации, где нужно было проявить настойчивость и решительность, девушка вдруг отступила и испугалась - и тут можно удивиться, как при таком волевом подбородке она такая тряпка. Или в момент, где нельзя что-то сказать вслух, но она умудрилась задать вопрос и дать ответ выразительным движением бровей.
Идеально, если героя можно описать по короткой формуле: прилагательное + существительное + распространённое определение:
молчаливый великан с широкими плечами или легкомысленная девушка с пятым размером груди - при желании можно заменить прилагательное на ещё одно распространённое определение, но важно оставаться в пределах 3х-4х элементов.

***



Второе: Первое впечатление
Если одного персонажа назовут умным, а второй быстро и не напрягаясь решит сложную математическую задачу - в чей ум вы поверите быстрее?

Можно сколько угодно рассказывать о герое, но по-настоящему выразительным и запоминающимся он становится только когда начинает действовать. Не говорите о том, что персонаж благородный и справедливый - поставьте его в ситуацию, в которой он поведёт себя благородно и справедливо, и тогда читатель сам увидит всё своими глазами.
Представляйте героя в действии, чтобы у него был выбор - сказать или промолчать, сражаться или убегать, карать или миловать, а уж его поступки скажут сами за себя. Если только что появившаяся героиня прошла и молча села за свою парту, то от неё уже веет скукой, потому что она не сделала ничего, чтобы запомниться и заслужить хоть минуту читательского внимания.
Помните, как оно было во Властелине колец? Если опустить введение про хоббитов, трубочный табак и генеалогию, то первый том начинается с того, что Бильбо собирается отметить день рождения, да так, что весь Хоббитон гудит в предвкушении. Сколько всего за этим стоит! И ожидание праздника (размах, веселье, шумиха), и предчувствие чего-то необычного - любопытно же, а кто такой этот Бильбо, что от его посиделок весь город на ушах? Славный малый, должно быть!

Само действие тоже имеет значение, кстати говоря.
Если злодей предполагается сумрачным гением и бессердечным чудовищем, а при первом же появлении его высмеяли или обломали, то и восприниматься он будет как клоун и неудачник. Так что стоит быть осторожными, если не хотите придать комический эффект его попыткам завладеть миром.
Например, лицо Лорда Огня Озая из сериала Аватар мы впервые увидели только в третьем сезоне, а до этого он представлялся как величественная фигура, спрятанная в тени - эффект театральный и в то же время очень действенный, ну как минимум образ давящий, мрачный и жуткий получился на отлично.

Нет, при желании можно сыграть на первом впечатлении, чтобы развить персонажа и придать ему глубину. И тот, кто появился как шут, предстанет в драматическом свете (как клоун, вынужденный рисовать себе улыбку гримом), или герой, который казался незначительным, вдруг станет очень и очень важным для сюжета (вроде бы дворецкий, а на самом деле - убийца). Но для такого финта придётся потрудиться и старательно подбрасывать характерные эпизоды и подсказки в процессе повествования, чтобы такое перевоплощение было закономерным и логичным.

В общем, не обязательно бросать своего персонажа с места в карьер, но дайте ему продемонстрировать себя - делом или словом, или ситуацией, в которой он оказался.
Ну и действие всегда сильнее увлекает читателя, чем эмоциональные вставки о пейзаже за окном. Двойная выгода, короче.

Ну вот и всё. Я обещала две самые распространённые ошибки: бесполезные описания и отсутствующее действие - хотя, по сути это две стороны одной медали.
И я прекрасно понимаю, как это бывает трудно вычеркнуть фразу или абзац - они ведь свои родные, выстраданные в муках творчества. Будьте сильными, авторы, не бойтесь избавляться от ненужного мусора, это пойдёт только на пользу вашим работам - фанфикам или ориджиналам.

Удачи вам в творчестве.

URL записи

@темы: Советы писателю