Я властелин своей души. я капитан своей судьбы
05.11.2014 в 12:02
Пишет  А. Кришан:

Из футболки в корсет
Автор: Handra
(Оригинал статьи: ficbook.net/readfic/2272064/6194977#part_conten...)

Многим (в частности, начинающим авторам) порой влезть в шкуру своего плоского, как картон, персонажа бывает так же сложно, как, например, затянуться в корсет, и это вовсе не удивительно. Поэтому в этой статье я постараюсь расписать не только способы создания личности героя, но и некоторые детали, которые помогут сделать так, чтобы он (персонаж) ожил и соответствовал той среде, в которую забросила его фантазия автора.

WARNING: садясь за эту статью, я осознавал, что каждое мое слово впоследствии может быть использовано против меня, что тема избита, что все и без меня знают, как писать и что писать, а потому предупреждаю сразу, что я никого и ничему не собираюсь учить и взялся за написание данной работы исключительно ради удовлетворения собственного интереса, поддавшись некоему альтруистическому порыву. Я не журналист, я только учусь. Возможно, мои старания окажутся полезны и тем, кого интересует именно фанфикшен.


Повторюсь, в этой статье речь пойдет о способах создания атмосферы «полного погружения» и той роли, которую играет в этом сам персонаж.

Существует стереотип, суть которого заключается в том, что автору намного проще писать о том мире, который его окружает, о людях, с которыми ему приходится взаимодействовать изо дня в день, пусть даже против воли. Сие мнение является довольно распространенным, больше того, ориджиналы и фанфики в подавляющем большинстве своем захватывают именно тот временной промежуток, что находится ближе к современности, но почему же тогда мы не можем «узнать» своего мира? Должно быть, мастерство автора еще не достигло нужного уровня, или же он допустил целый ряд ошибок, а теперь заедает свое горе бесплатным сыром. К слову, тем своенравным гордецам, что отважились покопаться в «доисторической» пыли, ничуть не легче, более того, именно они чаще других оказываются повинны в том, что пустили эту самую пыль читателю в глаза: пообещали исторический роман, а сами нашпиговали текст неологизмами, а герою, чтоб не скучал в замке, вручили планшет. Но ближе к сути дела…
Зачастую бывает так, что чертоги разума уже пухнут от количества изученной информации, гугл удовлетворенно покуривает в соседней вкладке, перед этим знатно поимев ваше девственное, ну или почти девственное сознание, а атмосфера в рассказе какая-то не такая, пусть и своя. Что ж, предлагаю запастись анестезией и храбро шагнуть в мышеловку, дабы окончательно разобраться в том, как создать для читателя ту единственно верную среду, попав в которую, он не сможет сдержать восторга и выдаст нам долгожданное «натурализм!».

В центре любого произведения находится персонаж, один или несколько, в противном случае это пейзажная зарисовка или душевные искания, пригодные, скорее, для личного дневника. Он может быть любым, однако же это не расходный материал, используемый авторами просто потому что надо кого-то убить, разжалобить или с кем-то совокупить, он несет в себе важнейшую - сюжетообразующую функцию, которая, разумеется, должна совмещаться с идейной.
Идея, которая чисто гипотетически может захватить персонажа, может брать свои истоки из той среды, в которую он помещен, даже в том случае, если ее смысл заключается в протесте против системы. Главное, чтобы идея была актуальна и обоснована, ибо в эпоху феодализма никто даже не помышлял о демократии. Она может быть либо достаточно зрелой для того, чтобы объект Х начал предпринимать какие-то действия, либо только зарождаться в его голове и, соответственно, не давать ему покоя, лишать сна и аппетита, а также постоянно требовать того, чтобы герой ее развивал: искал подтверждения своей правоте, аргументы "за" и "против", по ходу развития сюжета и взаимодействия с другими персонажами убеждаться в необходимости (или отсутствии оной) ее реализации.

Пример: конец 19 века, начало 20, борьба женщин за свои права.

Предложенный вариант, конечно, не идеален, но всегда есть те, кто будет «за» (причем не только особи женского пола), и «против», а также те, кому будет совершенно все равно. Кто-то будет помогать объекту Х, разделяя его взгляды на жизнь, кто-то стараться переубедить или даже воспрепятствовать, кто-то шутить и подсмеиваться над ним (о том, что даже у вымышленных людей есть своя жизненная позиция и взгляд на сложившуюся ситуацию, забывать нельзя), но если вы пишете про французскую революцию – равнодушных там не будет. Также не следует забывать о том, что у любой партии или организации существует свой политический лидер, он же идейный предводитель, на которого было бы неплохо равняться. К сожалению, в большинстве случаев все ограничивается лишь парой фраз о существующей конфронтации. Поверьте, то, к кому будет тяготеть главный герой, очень многое о нем расскажет, при этом не стоит забывать и о его окружении, способным оттенить или затмить центральную фигуру. Вообще, второстепенные персонажи в хоть сколько-нибудь объемном произведении невероятно важны, ведь они дадут возможность продемонстрировать проф. пригодность главного героя к той миссии, которую возложил на него автор текста, дадут ему возможность через дискуссии доказать свою дееспособность, в противном случае авторы рискуют столкнуться с тем, что второстепенный персонаж, который, как оказалось, наделен более подходящими качествами для воплощение изначальной задумки, начинает тянуть одеяло на себя. Увы, я не верю в то, что персонажи могут просто так начинать "жить своей жизнью", выходить из-под контроля и вносить поправки к конституции, просто автор наполнил голову г.г. не совсем тем, что было стратегически важно. Всему есть причина. Что же касается картонности персонажа, некоего манекена с именной табличкой над головой, то тут все возможно поправить прежде, чем нападет "неписун", а желание писать будет повержено в неравном бою с критикой, жестокой и беспощадной.

Раз уж мы затронули такую тему, как внутренний мир героя, попробуем не останавливаться на достигнутом. Наиболее распространенные способы, которые помогут нам раскрыть его:

1. Портретная характеристика. Описание внешности, если по рабоче-крестьянски.
читать дальше

2. Речь - о чем и как говорит герой.
читать дальше

3. Внутренний мир.
читать дальше

4. Друг познается в беде.
читать дальше

5. Предыстория жизни (темное и не очень прошлое героя).
читать дальше

6. Сопоставление главного героя с другими персонажами. Система отношений.
читать дальше

URL записи

@темы: Советы писателю